English
Сергей Лейферкус

Семья Лейферкусов жила на Васильевском острове в Ленинграде. Их предки происходили из Мангейма (Германия) и еще до Первой мировой войны переселились в Санкт-Петербург. Все мужчины в семье были морскими офицерами. Следуя семейной традиции, Лейферкус, окончив 4-й класс средней школы, отправился сдавать экзамены в Ленинградское нахимовское училище. Но его не приняли из-за плохого зрения.

Примерно тогда же Сергей получил в подарок скрипку – так начались его музыкальные занятия.

Лейферкус до сих пор считает, что судьба – это люди, которые окружают человека и ведут его по жизни. В 17 лет он попал в хор Ленинградского государственного университета, к замечательному хормейстеру Г.М. Сандлеру. По официальному статусу хор был студенческим, но профессионализм коллектива был настолько высок, что ему оказывалась по плечу любая работа, даже самые сложные вещи. В то время еще не «рекомендовалось» петь литургии и духовную музыку русских композиторов, но такое произведение, как «Carmina Burana» Орфа, исполняли без всяких запретов и с огромным успехом. Сандлер прослушал Сергея и определил во вторые басы, но буквально через пару месяцев перевел его в первые басы… В то время голос Лейферкуса был значительно ниже, а баритонов, как известно, в хоровой партитуре нет.

Там же Сергей встретил выдающегося педагога Марию Михайловну Матвееву, у которой учились Софья Преображенская, народная артистка СССР Людмила Филатова, народный артист СССР Евгений Нестеренко. Очень скоро Сергей стал солистом хора, и уже в 1964 году он принял участие в гастрольной поездке по Финляндии.

Летом 1965 года начались вступительные экзамены в консерваторию. Сергей исполнял арию «Дон Жуана» и при этом отчаянно размахивал руками. Декан вокального факультета А.С. Бубельников произнес решающую фразу: «А знаете, в этом мальчике что-то есть». Таким образом Лейферкус был принят на подготовительное отделение Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. И началась учеба – два года подготовительных, потом пять лет основных. Стипендию платили маленькую, и Сергей пошел работать в миманс. Поступил в штат Малого оперного театра и одновременно подрабатывал в мимансе в Кировском. Практически все вечера были заняты – Лейферкуса можно было увидеть стоящим с трубой в массовке в «Лебедином озере» перед выходом Ротбарта или в подтанцовках в «Фадетте» Малого оперного. Это была интересная и живая работа, за которую платили хоть и маленькие, но все же деньги.

Потом добавилась оперная студия консерватории, которая открылась в год его поступления. В оперной студии Лейферкус сначала, как все студенты, пел в хоре, потом настает черед маленьких ролей: Зарецкий и Ротный в «Евгении Онегине», Моралес и Данкайро в «Кармен». Иногда играл обе роли в одном спектакле. Но постепенно пошел «наверх», и спел две большие партии – сначала Онегина, потом Вице-короля в оперетте Оффенбаха «Перикола».

Знаменитый певец всегда с радостью вспоминает годы учебы в консерватории, с которыми связано множество неповторимых впечатлений, и искренне считает, что его и его друзей учили феноменальные педагоги. Студентам чрезвычайно повезло с профессорами по актерскому мастерству. Два года им преподавал Георгий Николаевич Гурьев, в прошлом ученик Станиславского. Тогда студенты еще не понимали своей удачи, и занятия с Гурьевым казались им невозможно скучными. Только сейчас Сергей Петрович стал осознавать, насколько это был великий педагог – у него хватило терпения на то, чтобы привить студентам правильное ощущение собственного тела.

Когда Гурьев вышел на пенсию, его сменил величайший мастер Алексей Николаевич Киреев. К сожалению, он очень рано умер. Киреев являл собой тот тип педагога, к которому можно было прийти за советом, получить поддержку. Он всегда был готов помочь, если что-то не получалось, подробно разбирал, проговаривал все недочеты, и постепенно студенты приходили к прекрасным результатам. Сергей Лейферкус гордится тем, что на 3-м курсе получил у Киреева годовую оценку пять с плюсом.

Среди консерваторских работ Лейферкусу запомнилась партия Сганареля в опере Гуно «Лекарь поневоле». Это был нашумевший студенческий спектакль. Конечно, французскую оперу пели по-русски. Иностранных языков студенты практически не учили, потому что были уверены в том, что им никогда в жизни не придется петь на итальянском, французском или немецком языке. Эти пробелы Сергею пришлось восполнять гораздо позже.
В феврале 1970 года студенту 3-го курса Лейферкусу предложили стать солистом Ленинградского театра музыкальной комедии. Естественно, никаких других планов, кроме как твердого намерения стать оперным певцом, в голове Сергея не возникало, но тем не менее он принял предложение, так как считал этот театр хорошей сценической школой. На прослушивании он исполнил несколько арий и романсов, а когда ему предложили спеть еще что-нибудь более легкое, на минуту задумался… И спел популярную песню «Хромой король» из репертуара Вадима Мулермана, для которой сам придумал специальную походку. После этого выступления Сергей стал солистом театра.

Лейферкусу очень повезло с вокальными педагогами. Одним из них был блестящий педагог-методист Юрий Александрович Барсов, заведующий кафедрой вокала в консерватории. Другим стал ведущий баритон Малого оперного театра Сергей Николаевич Шапошников. В судьбе будущей оперной звезды занятия с ним сыграли огромную роль. Именно этот педагог и профессиональный певец помог понять Сергею Лейферкусу, что такое интерпретация того или иного камерного сочинения. Он очень помог начинающему певцу в работе над фразировкой, текстом, идеей и мыслью произведения, давал бесценные советы по технологии вокала, особенно когда Лейферкус работал над конкурсными программами. Подготовка к конкурсам помогала росту певца как камерного исполнителя и определила его становление и как концертного певца. В репертуаре Лейферкуса сохранилось множество произведений из различных конкурсных программ, к которым он с удовольствием возвращается и сейчас.

Первым конкурсом, на котором выступал Сергей Лейферкус, был V Всесоюзный конкурс имени Глинки в Вильюсе в 1971 году. Когда студент приехал к Шапошникову домой и сообщил, что выбрал «Песни странствующего подмастерья» Малера, педагог не одобрил выбор, потому что считал, что Сергей еще молод для этого. Шапошников был уверен, что для исполнения данного цикла необходим жизненный опыт, пережитые страдания, которые нужно прочувствовать сердцем. Поэтому педагог высказал мнение, что Лейферкус сможет спеть его лет через тридцать, не раньше. Но молодой певец уже «заболел» этой музыкой.

На конкурсе Сергей Лейферкус получил третью премию по камерному разделу (это притом, что две первые вообще никому не присудили). А изначально ехал туда «запасным», потому что работал в театре Музыкальной комедии, и это накладывало определенный отпечаток на отношение к нему. Только в самый последний момент Сергея решили включить как основного участника.

Когда Лейферкус вернулся после конкурса домой, Шапошников, поздравляя его, сказал: «Вот теперь мы начнем настоящую работу над Малером». Курт Мазур, приехавший в Ленинград дирижировать оркестром Мравинского, пригласил Сергея спеть в филармонии не что иное, как «Песни». Тогда же Мазур сказал, что у Сергея очень хорошо получается этот цикл. От немецкого дирижера и музыканта такого класса это была очень большая похвала.

В 1972 году студента 5-го курса С. Лейферкуса пригласили солистом в Академический малый театр оперы и балета, где в течение следующих шести лет он исполнил более 20 партий мировой оперной классики. Одновременно певец пробовал свои силы на конкурсах: третьи премии сменялись вторыми, и, наконец, Гран-при Х Международного конкурса вокалистов в Париже и приз театра «Гранд-опера» (1976).

Примерно в то же самое время началась большая творческая дружба с композитором Д.Б. Кабалевским. На протяжении многих лет Лейферкус являлся первым исполнителем многих произведений Дмитрия Борисовича. А вокальный цикл «Песни печального сердца» увидел свет с посвящением певцу на титульном листе.

В 1977 году художественный руководитель и главный дирижер Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова Юрий Темирканов пригласил Сергея Лейферкуса на постановки «Войны и мира» (Андрей) и «Мертвых душ» (Чичиков). В тот период Темирканов создавал новую труппу. Вслед за Лейферкусом в театр пришли Юрий Марусин, Валерий Лебедь, Татьяна Новикова, Евгения Целовальник. На протяжении почти 20 лет С.П. Лейферкус оставался ведущим баритоном Кировского (ныне Мариинского) театра.

Богатство голоса и исключительное актерское дарование С.П. Лейферкуса позволяют ему принимать участие в разнообразных оперных постановках, создавая незабываемые сценические образы. В его репертуаре более 40 оперных партий, среди которых Евгений Онегин Чайковского, князь Игорь Бородина, прокофьевские Рупрехт («Огненный ангел») и князь Андрей («Война и мир»), Моцартовские Дон Жуан и Граф («Свадьба Фигаро»), вагнеровский Тельрамунд («Лоэнгрин»). Певец с большим вниманием относится к стилистическим и языковым нюансам исполняемых произведений, воплощая на сцене образы столь разноплановых героев, как Скарпиа («Тоска»), Жерар («Андре Шенье»), Эскамильо («Кармен»), Зурга («Искатели жемчуга»). Особый пласт творчества С. Лейферкуса – вердиевские оперные образы: Яго («Отелло»), Макбет, Симон Бокканегра, Набукко, Амонасро («Аида»), Ренато («Бал-маскарад»).

20 лет работы на сцене Мариинского театра принесли свои плоды. В этом театре всегда присутствовал высочайший уровень культуры, глубочайшие традиции – музыкальные, театральные и человеческие, давно признанные в качестве эталона.

В Петербурге Сергей Лейферкус спел одну из своих коронных партий – Евгения Онегина. Потрясающий, чистый спектакль, музыка в котором великолепно передавала чувства и настроения героев. «Евгения Онегина» поставил в декорациях главного художника театра Игоря Иванова Ю.Х. Темирканов, выступая одновременно в качестве режиссера и дирижера. Это была сенсация – впервые за многие годы Государственной премией СССР был отмечен спектакль классического репертуара.

В 1983 году Wexford Opera Festival (Ирландия) пригласил С. Лейферкуса для исполнения заглавной партии Маркиза в опере Массне «Griselidis», за ней последовали «Ханс Хайлинг» Маршнера, «Королевские дети» Хумпердинка, «Жонглер Нотр-Дама» Массне.
В 1988 году состоялся его дебют в Лондонской королевской опере «Ковент-Гарден» в спектакле «Трубадур», где партию Манрико исполнял Пласидо Доминго. С этого спектакля началась их творческая дружба.
В 1989 году певца приглашают принять участие в постановке «Пиковой Дамы» на одном из престижных музыкальных фестивалей – в Гляйнборне. С тех пор Гляйнборн становится его любимым городом.
С 1988 года и поныне С.П. Лейферкус является ведущим солистом Лондонской королевской оперы и с 1992 года – Нью-Йоркской «Метрополитен-Опера», регулярно участвует в постановках всемирно известных европейских и американских театров, является желанным гостем на сценах Японии, Китая, Австралии и Новой Зеландии. Он дает сольные концерты в престижных концертных залах Нью-Йорка, Лондона, Амстердама, Вены, Милана, принимает участие в фестивалях в Эдинбурге, Зальцбурге, Гляйнборне, Тангелвуде и Равинии. Певец постоянно выступает с Бостонским, Нью-Йоркским, Монреальским, Берлинским, Лондонским симфоническими оркестрами, сотрудничает с такими выдающимися современными дирижерами, как Клаудио Аббадо, Зубин Мета, Сэйджи Озава, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Бернард Хайтинк, Неэме Ярви, Мстислав Ростропович, Курт Мазур, Джеймс Ливайн.

Сегодня Лейферкуса можно смело назвать универсальным певцом – для него нет ограничений ни в оперном репертуаре, ни в камерном. Пожалуй, второго такого «полифункционального» баритона в данный момент ни в России, ни на мировой оперной сцене не найти. Его имя вписано в историю мирового исполнительского искусства, а по многочисленным аудио- и видеозаписям оперных партий Сергея Петровича молодые баритоны учатся петь.

Несмотря на огромную занятость, С.П. Лейферкус находит время для занятий со студентами. Неоднократные мастер-классы в школе Бриттена-Пирса, в Хьюстоне, Бостоне, Москве, Берлине и лондонском «Ковент-Гарден» – вот далеко не полная география его педагогической деятельности.

Сергей Лейферкус не только блистательный певец, но известен и своим драматическим талантом. Его актерские способности всегда отмечают не только зрители, но и критики, которые, как правило, скупы на похвалы. Но главный инструмент в создании образа – это голос певца, с неповторимым, незабываемым тембром, которым он может выразить любую эмоцию, настроение, движение души. Певец возглавляет триумвират русских баритонов на Западе по старшинству (кроме него туда входят Дмитрий Хворостовский и Владимир Чернов). Сейчас его имя не сходит с афиш крупнейших театров и концертных залов мира: «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Опера Бастиль» в Париже и «Дойче Опер» в Берлине, «Ла Скала», в венской «Штаатсопер», театра «Колон» в Буэнос-Айресе и многих, многих других.

В сотрудничестве с самыми известными фирмами певец записал более 30 компакт-дисков. Запись первого CD песен Мусоргского в его исполнении номинирована на премию «Грэмми», а запись полного собрания песен Мусоргского (4 CD) была отмечена призом «Diapason D‘or». Каталог видеозаписей С. Лейферкуса включает в себя оперы, поставленные в Мариинском театре («Евгений Онегин», «Огненный ангел») и в Ковент-Гарден («Князь Игорь», «Отелло»), три различные версии «Пиковой дамы» (Мариинский театр, Венская государственная опера, Гляйнборн) и «Набукко» (фестиваль в Брегенце). Последние телевизионные постановки с участием Сергея Лейферкуса – «Кармен» и «Самсон и Далила» («Метрополитен-опера»), «Скупой рыцарь» (Гляйнборн), «Парсифаль» (Gran Teatre del Licen, Барселона).

С.П. Лейферкус – народный артист РСФСР (1983), лауреат Государственной премии СССР (1985), лауреат V Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки (1971), лауреат Международного конкурса вокалистов в Белграде (1973), лауреат Международного конкурса имени Шумана в Цвиккау (1974), лауреат Международного конкурса вокалистов в Париже (1976), лауреат Международного конкурса вокалистов в Остенде (1980).

  Вернуться к списку исполнителей

2008 © Все права защищены
Создание сайта - 
 На главную страницу