English
Лакме
В прохладный дождливый вечер 7 октября в Доме музыки бушевали южные страсти. Заезжие английские колонизаторы в сопровождении своих очаровательных мисс из хороших семей с гувернантками и компаньонками путешествовали по  чужой далекой стране, приятно проводя время между военными вылазками в романах с экзотическими служительницами местных культов, срывая цветы и поцелуи прекрасных индианок, круша заросли в джунглях и девичьи жизни….

В общем, давали оперу «Лакме». Лео Делиб, любимый композитор Чайковского,  написал свою самую известную оперу на вполне популярный для своего времени сюжет, когда европейцы вовсю осваивали новые колонии, и когда в моде было все восточное, египетское, индийское. Не скажу, что музыка оперы изобилует индийским колоритом, но отмечу, что Лео Делиб несомненно произвел сильное впечатление на творчество нашего великого композитора, в музыке опер которого легко угадываются темы из «Лакме». По частям эту оперу знают все, включая даже любителей рэпа,  не говоря уже о поклонниках псевдо-оперных OPERA BABES и уж конечно, Нетребко и Гаранчи со звучащим с их последнего диска на четверых с Тезье и Варгасом знаменитого Flower duett. Цветочный дуэт изрядно запет, стансы Нилаканты знамениты еще со времен Шаляпина, а арию с колокольчиками если не по музыке, то по названию знают практически все. Музыка оперы и правда более напоминает классную оперетту, она легка, шлягерна и сразу покоряет отсутствием зауми и легкостью восприятия. Однако, не так-то все и просто. Вокальные арии этого шедевра настолько трудны в исполнении и объемны, что главные партии этой оперы специалисты называют «кровавыми». Кроме того, что певцы, получившие главные партии в этой опере, должны быть настоящими вокальными виртуозами, хочется еще, чтоб они были молоды и привлекательны. Потому что видеть на сцене жгучую восточную страсть хочется в исполнении молодых и привлекательных артистов, и потому что именно в этой прелестной грустной опере совершенно не хочется внутри себя слышать досадный клич Станиславского «Не верюююю!» Одним словом, этой опере нужны были певцы красивые, молодые, влюбленные и очень талантливые. Смерть продюсеру и фанерный обелиск со звездой на его могилку.
Однако, справились. Именно таких певцов нашли, пригласили и не прогадали. Точно в десятку!

На главные партии было изначально две «главные» пары молодых певцов – «питерцы» Шихова и Муравьев и москвичи Лесничая и Гайдей. Волею судеб из каждой пары «выпали» по одному исполнителю, и вот у нас нет выбора - поют Лесничая и Муравьев. Еще на кастинге Оксана Лесничая покорила всех своими манерами и вокальными талантами, несомненно сразу заняв главное положение среди двух Лакме. В концерте она лишь подтвердила, что мы поставили на нее и выиграли. Лесничая просто прелестна – красива, превосходно держится, невозмутима, сдержана без надменности и полна внутреннего достоинства. Без лишней экзальтации, без неуместного, но, к сожалению такого популярного на современной сцене излишнего жестикулирования, певица легко с свободно доводит до каждого в зале суть своей сложнейшей партии. Не стану распространяться о вокале Лесничей, потому что этот как раз тот случай, что лучше это один раз услышать, чем долго пытаться описать ее пение словами, скажу лишь, что со своей партией она справилась на все пять баллов. Словом,– настоящая земная полубогиня.

Всех очень удивил тенор. Давно в Москве не было столь удачного и яркого дебюта, как в тот вечер. Красивый тембр, голос полный и форте, и пьяно, вызвал приятную оторопь и немного странную ассоциацию «бриллианта наоборот». Это когда найден редкий камень чистой воды,  пока еще нуждающийся в огранке, но в отличие от бриллианта, который  от огранки теряет караты, в случае данного самородка от огранки эти самые караты наоборот приобретет. А если еще добавить, что молодой певец имеет превосходную сценическую внешность, стать и рост, получается, что  все при нем. Однозначно, что при правильном подходе к планированию своей судьбы,  мы вскоре сможем сказать о Муравьеве, что в России появился тенор весьма высокого уровня. Что ж, мы рады, что впервые показали его в Москве именно мы.
Высокий класс, как всегда,  показали Матюхин из Большого театра и Батуркин из театра Станиславского. Замечательно выступила Ковалевич, недавняя выпускница Консерватории и лауреат недавно прошедшего конкурса Галины Вишневской. Без сомнения, молодая тоже певица претендует на большое будущее на лучших оперных сценах страны и мира.

Приятное впечатление произвели молодые певцы на ролях второго положения – совсем молодые и талантливые. Было ясно, что им приятно находиться на сцене, они с удовольствием играли, флиртовали и шалили. Замечательно, когда молодые певца любят свое дело и делают его с видимым удовольствием.

А теперь о том, кто делает погоду в доме, то есть на сцене. Дирижер Осетров – молод и известен мало. А жаль. Он вполне доказал всем свою полнейшую состоятельность как «большого начальника» над огромным коллективом. Его беспрекословно слушался именитый оркестр «Русская филармония», искушенный совместной работой с известнейшими дирижерами, и Капелла, и певцы, и организаторы, и режиссер. Весь коллектив спокойно и с уважением «сидел» «на кончике дирижерской палочки» и даже не думая делать шаг влево, вправо или вовсе попытаться улететь. Думаю, умные импресарио быстро сделают Осетрову достойные его таланта и дирижерской воли предложения. И не прогадают.

Отдельно хочу поговорить о режиссере Оксане Новосад, ученице Петра Тодоровского. Непростая задача стояла перед ней. Выразительные средства оперы в концерте настолько скупы, насколько скупы организаторы, не пожелавшие поддержать полет режиссерской мысли в направлении создания платьев из живых цветов для героини и превращения сценического пространства в филиал ботанического сада. Новосад нашла интересные ходы – и вот герои разделились на англичан в черном и индусов в белом, на экранах появились панорамы огромной чужой страны, кадры колониальных военных походов,   тенистые аллеи в любовных сценах, Певцы и хор двигались по сцене в сложном рисунке, избавляя зрителей от статичности «картинки». Ничего лишнего, скупо, выразительно, и с большим вкусом.

Итого: на «Лакме» практически сложилась единая команда молодых профессионалов с огромным будущим, которых оперные агенты просто обязаны завалить работой. И что замечательно – эта команда вполне может в короткий срок  освоить самый сложный музыкальный материал и воплотить его на сцене в интересных сценических решениях.
Как сказал про фестиваль один знаменитый критик – фестивалю ничего не остается, как показывать качество. Вот он его и показывает. Уверена, что 13 в Консерватории исполнение будет еще лучше. Приходите, а то как бы не пожалеть.   По статистике, звезда по имени «Лакме» посещает Москву один раз в сто лет.

9 октября 2008 г.
Любовь Глазкова
2008 © Все права защищены
Создание сайта - 
 На главную страницу